В первый день Рождественского поста Астраханский государственный театр оперы и балета представит мировую премьеру оперы Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на елке» по одноименному рассказу Ф.М.Достоевского. Проза русского гения вдохновила содружество постановщиков во главе с художественным руководителем театра Валерием Ворониным, композитором Сергеем Дягилевым и режиссером-постановщиком Юлией Хубаттулиной сделать попытку в определении роли и характера театральных впечатлений для формирования художественных замыслов писателя. Две силы захватят зрителей: магическая глубина мысли Федора Достоевского и объемность музыки Сергея Дягилева. На протяжении всей жизни писатель испытывал глубокий интерес к театру, в том числе и к музыкальному. Хотя на первый взгляд может показаться, что понятие музыкальности менее всего применимо к творчеству Федора Михайловича. В 2007 году композитор Сергей Дягилев написал либретто и музыку по рассказу «Мальчик у Христа на елке». В постановке будут показаны необычные режиссерские приемы, позволяющие воссоздать сложные психологические проблемы и философские размышления, затронутые писателем: о Христе, Вере, Истине, обличении общества, о судьбе «маленького человека». Либретто спектакля, как и литературный первоисточник построены на контрасте светлого и темного: бедный подвал с его несчастными обитателями сменится яркими предрождественскими улицами, богатыми домами и мальчику покажется, что до этого мира можно дотянуться рукой, но рука наталкнется на толстые стекла и ребенок поймет, что он в этом мире лишний. Контраст двух елок добавит спектаклю свою уникальность: помпезная елка, на которой мальчику не нашлось места сменится елкой у Христа, где ребенок ощутит заботу, почувствует себя нужным. Команда постановщиков проведет параллель с библейской историей: описание вертепа, как символа пещеры, где родился Христос, у Достоевского – это подвал, в котором оказывается мальчик с больной матерью. Авторы сознательно не назовут город, в котором происходят события, не назовут имя мальчика, подчеркивая тем самым, что подобная история может случиться везде и с каждым. Несомненно одно – действие происходит в христианской стране и перед зрителем встанет вопрос о действенности христианства, поскольку окружение главных героев спектакля не исполняет заветов Христа, ибо труднее всего осуществить в жизни религию Любви, но от этого она сама не менее высока и истинна. Достоевский называл себя дитем века, дитем неверия и сомнений, который в итоге сложил для себя Символ Веры, где все ясно и свято. И имя ему - Христос. Постановка спектакля будет осуществляться в рамках действующего проекта «Арт-про-движение» выпускниками знаменитого ГИТИСа и астраханской труппы. Автор проекта - художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра Оперы и Балета Валерий Воронин. Премьерный спектакль будет реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и «Российского фонда культуры» в рамках празднования в России 200-летнего юбилея со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.